Депутат Станкевич: Нам не избежать корректировок в Налоговом кодексе

За последние четыре года российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) подвергся сильнейшему воздействию санкций и ограничений со стороны США, ЕС и некоторых других стран. Несмотря на неизбежные в таком случае потери, предприятия ТЭК выстояли и сумели наладить работу в новых условиях. Но для дальнейшего развития нужны инвестиции и реформы. Почему в ближайшее время придется менять правила налогообложения для нефтяников и что будет с ценами на топливо, рассказал «Российской газете» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Станкевич.

Депутат Станкевич: Нам не избежать корректировок в Налоговом кодексе

Правительство вновь вернулось к запрету экспорта бензина для его производителей. Чем это продиктовано?

Юрий Станкевич: Решение продиктовано совокупностью причин, от нарастающего дефицита федерального бюджета до временного выхода из строя части установок на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из-за террористических атак. Обстоятельства вынуждают правительство принимать административные решения, поскольку насыщение внутреннего рынка — приоритет номер один. Уверен, что повторится ситуация 2023 года — полный запрет будет действовать в пределах двух месяцев, розничные цены на топливо по итогам года будут соответствовать уровню инфляции.

Все чаще слышны призывы перейти к госрегулированию оптовых и розничных цен на топливо. Нужно ли нам двигаться в этом направлении?

Юрий Станкевич: Де-факто инструменты госрегулирования цен на топливном рынке уже работают. Но одно дело — решения штаба под руководством вице-премьера Александра Новака, рекомендации компаниям-производителям, владельцам транспортной инфраструктуры, бирже, временные ограничения экспорта, принимаемые правительством, и совсем другое — прямой законодательный императив. Уверен, что такое гипотетическое решение в корне ошибочно, приведет к сворачиванию планов модернизации НПЗ и дальнейшего развития нефтепереработки, ее деградации и в конечном итоге к дефициту топлива, росту доли суррогата на рынке.

Не будем забывать, что Россия — нетто-экспортер и нефти, и нефтепродуктов. Мы производим больше готовой продукции, чем потребляем. И ставим себе задачу еще нарастить эти показатели. Поставки на внутренний рынок и внешние операции — сообщающийся сосуд.

Максимальная диверсификация экспорта российских нефтепродуктов — одно из достижений нефтегазового сектора страны за последние годы. Даже у стран Африки растет доля закупок продуктов нефтепереработки из России. Турция приобретает около 26 % всех нефтепродуктов в нашей стране, Китай — 13-15 %, Бразилия — не менее 10 %.

По этой причине я сторонник другого рецепта — прозрачное ценообразование, высокие нормативы продажи топлива на бирже, эффективная работа ФАС, гибкое налогообложение, учитывающее ценовую конъюнктуру на внешних рынках, стимулирование развития каналов розничных продаж, включая увеличение доли выручки нетопливной корзины на АЗС.

Прогресс невозможен без энергии, и львиную ее долю продолжат обеспечивать нефть, газ и уголь

Не стало бы решением всех проблем с ростом цен на топливо и электроэнергию снижение налоговой нагрузки на предприятия ТЭК?

Юрий Станкевич: «Очевидное редко бывает истинным» (цитата Конфуция. — Прим. «РГ»). Сложно спорить с вековым высказыванием одного мудрого человека. Налоговая система играет две главные функции — фискальную и стимулирующую. Применительно к ТЭК, в первую очередь к нефтяной отрасли, баланс между этими функциями нарушен и его нужно восстановить. В условиях дефицита федерального бюджета о серьезном снижении налоговой нагрузки речи не идет. Но наша — и Госдумы, и правительства — задача состоит в том, чтобы найти решения, обеспечивающие приток инвестиций в модернизацию и развитие флагманских отраслей российской экономики. И корректировать Налоговый кодекс для этих целей, несомненно, нужно.

В этом году очень много разговоров о необходимости роста цен за электроэнергию для создания новой и ремонта старой инфраструктуры. Сколько нужно вложить средств?

Юрий Станкевич: Повышение качества жизни людей, удовлетворение потребностей промышленности и развитие высоких технологий требуют развития инфраструктуры. А оно невозможно без масштабных инвестиций. Рост потребления электроэнергии — ключевой вызов. Ожидается, что в 2025 году мировые инвестиции в производство и распределение электроэнергии на 50 % превысят вложения в ископаемое топливо. Один из факторов — использование искусственного интеллекта на базе крупных центров обработки данных.

Электроэнергетический сектор России нуждается в колоссальных инвестициях — не менее 40 трлн рублей в ближайшие 15-17 лет. Необходимо ввести почти 90 ГВт новых мощностей, построить не менее 14 тысяч км линий электропередачи, на это нужно еще 17 трлн рублей.

Есть два тревожных момента: за последние десять лет инвестиции в электроэнергетику в нашей стране сократились вдвое, при этом цены на электроэнергию с 2012 года росли ниже уровня инфляции.

Электроэнергетика оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны. Не только за счет создания валового внутреннего продукта на этапах производства, передачи и распределения электроэнергии. На этапе строительства энергетической инфраструктуры создается инвестиционный спрос и стимулируется внутреннее производство энергетического оборудования и комплектующих, строительство и множество других отраслей экономики.

Источник: rg.ru